Фильм «Я, робот»: неужели роботы будущего будут иметь душу?

Фильм «Я, робот»: неужели роботы будущего будут иметь душу?2035 год. Будущее наступило. То, что предсказывали фантасты, свершилось: роботы плотно вошли в жизнь человека и заменили его на самой тяжелой и грязной работе.

Теперь человекоподобные машины повсюду: они исполнительны, послушны и, что тоже важно, недороги. Особенно теперь, когда в продажу вот-вот поступит новая модель андроидов НС-5…

А тем временем создатель этих самых роботов,  выдающийся ученый Альфред Лэннинг, ни с того ни с сего кончает с собой. Чернокожему полицейскому Спунеру (Смит) поручают разобраться в мотивах самоубийства (или все-таки убийства?) ученого.

По мере расследования у Спунера, которому помогает специалист по психологии роботов Сьюзен Келвин, появляются все основания полагать, что в смерти Лэннинга виновен именно робот. Но может ли андроид нарушить главный закон робототехники: «робот не может причинить вред человеку?»

Может, конечно, может.

Спунер не верит роботам. Каждую ночь ему снятся страшные сны, и он знает: придет час, и стальные машины восстанут против своих беспечных создателей, и тогда уже их будет не остановить…

Айзек Азимов, создатель знаменитых трех законов робототехники, стоял у самых истоков американской фантастики, ее «золотого века». И неудивительно, что сейчас, спустя 17 лет после смерти, его книги вновь и вновь продолжают экранизировать. Несколько лет назад по мотивам небольшой повести о роботах был снят фильм «Двухсотлетний человек», а сейчас дождались своей очереди и несколько других рассказов великого писателя о роботах, на основе которых и был создан сценарий для «Я, робот».

Почему такое название? Потому что, как ни парадоксально, роботы тоже живут. Они тоже любят. А если и нарушают законы, созданные для них, то только из-за любви. Прототипом робота Сонни, одного из главных действующих героев фильма, стал актер Алан Тьюдик. Как и во «Властелине колец», реального человека здесь тоже использовали для создания «компьютерного» персонажа. И хотя Сонни, наверное, не удалось переплюнуть Горлума по части «живости», но в плане доброты и «человечности» зеленый мутант-переросток и в подметки роботу не годится.

В сюжете мало неожиданностей, но несмотря на вполне предсказуемые его повороты, искренность этой картины где-то внутри все равно чувствуешь. Потому что роботы — живые. Потому что они — любят. Потому что, похоже, за толстой скорлупой металлического корпуса где-то внутри все равно прячется душа… Или что-то вроде нее. Наверное, так думал Айзек Азимов. Наверное, после просмотра фильма так можем решить и мы. А кто его знает, как оно на самом деле?

Евгений Махлин, психолог, психотерапевт




Оставить комментарий