Комплексный подход к стимуляции познавательных процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционном втором классе

Об авторе: Котова (Якунина) Оксана Юрьевна, Благоварский район, с. Пришиб, МОБУ СОШ с. Пришиб, психолог. Образование высшее, СГПУ, психолог, опыт работы 6 лет. Мое сейчас направление обучающиеся с диагнозом ЗПР. Нас в школе открыты два класса с такими детьми.

Оптимизация средств коррекционной — образовательной работы со школьниками предполагает совершенствование традиционных и поиск новых ресурсов, которые способствуют её четкой и эффективной организации.

В нашем школьном образовательном учреждении используется комплексный подход к ребенку всех специалистов по коррекции познавательной деятельности у каждого школьника. Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.

Восприятие, память, мышление, моторные навыки, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи. Поэтому мы в своей работе используем самые разнообразные методы и средства для развития речевых возможностей ребенка. Учителями, психологом была подобрана и разработана гимнастика для стимуляции речевых центров, которая представляет собой систему упражнений для коррекции речи.

Её можно проводить как на уроках, так и в повседневной деятельности детей. Данные комплексы гимнастики для стимуляции деятельности речевых центров с детьми с тяжелыми нарушениями речи, подчиняются  лексическим темам и включают в себя:

  • — пальчиковые игротренинги;
  • — динамические паузы;
  • — самомассаж рук, лица;
  • — дыхательную гимнастику;
  • — кинезиологические упражнения.

Далее подробно рассмотрим составляющие гимнастики по стимуляции речевых центров, которые проводятся на занятиях.
Пальчиковые игротренинги.  В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движениями пальцев, например, «Сорока — белобока…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали взаимосвязь двигательных и речевых центров в коре головного мозга.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах ГМ и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, т. к. он запоминает определённые положения рук и последовательность движений.
У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет рассказать «руками» целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Экспериментально доказано, что уровень развития речи детей зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.).   Поэтому пальчиковые игротренинги должны быть разнообразными, эмоционально-приятными, неутомительными, динамичными, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением.
Динамическая пауза.
Динамическая пауза — это комплекс движений, который сочетается с речевым сопровождением; она способствует развитию в речи — двигательного и слухового анализаторов, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. Стихотворный материал подбираем, учитывая  ряд требований:
•       — стихи должны нести разнообразную коррекционную направленность: для развития словаря (глагольного, именного) у детей с задержкой психического развития; для автоматизации звукопроизношения у детей;

Хочешь встретить хорошего человека и удачно выйти замуж?

Есть надежное средство, помогающее привлечь любовь в свою жизнь. Эту историю о своем семейном счастье рассказала обычная учительница из небольшого города...

Читать далее >>>



  • — определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

•       — сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

  • — при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Динамическая пауза может нести в себе целый комплекс коррекционных задач:
•       — снять напряжение после изучения нового материала, когда требовалась максимальная концентрация произвольного внимания и  памяти;

  • — развивать память, внимание, эмоции;
  • — развивать интонационную сторону речи.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
С большим увлечением школьники выполняют двигательные упражнения с использованием игрового материала (шапочки, маски, игрушки и т.д.), потому что задания превращаются в занимательную игру. Обязательно мы учитываем возраст детей и речевую патологию при подборе содержания и объема стихотворения.
Массаж и самомассаж.
Ещё одна нетрадиционная форма, используемая нами в работе: массаж и самомассаж.  Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. Одним из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук. Мы учим детей делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благоприятно развивается речевая функция.

Самомассаж рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы —  при гипотонусе, помогает снять излишнее напряжение — при гипертонусе. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений — торможению ненужных и активизации необходимых.

Нами были подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальные способности ребенка. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое вдавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как все вместе, так и поочередно).

Используются упражнения с нетрадиционным материалом: катание грецкого ореха, шарика, мяча, цилиндра, катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плоскости и др.

С детьми младшего школьного возраста самомассаж  мы проводим 2 раза в день, причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Мы используем его и в качестве физкультминутки на занятиях, на прогулке и пр.

Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 2 — 3 минуты, 2 — 3 повторения. Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение можно сопровождать стишками или счетом.

Таким образом наши наблюдения позволяют сделать вывод, что дети младшего школьного возраста, имеющие общее недоразвитие речи, в процессе коллективных игровых действий становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.

Проведение пальчиковых игротренингов, динамических пауз, самомассажа предупреждает переутомление дошкольников, служит средством эмоциональной разрядки, снимает статическую нагрузку, раскрепощает моторику и речь детей, позволяет достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта.
А теперь более подробно познакомим с различными видами коррекционного воздействия по стимуляции речевых центров вне занятий.
Мы используем самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей. В связи с тем, что в нашем классе  дети с ЗПР, мы стали использовать нетрадиционные: кинезиологические упражнения (по методике А.Л. Сиротюк).

Сдают нервы?

Ощущаете постоянную усталость и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто...

Читать далее >>>


Это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные нетрадиционные упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизуют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения проводим индивидуально и с подгруппой детей с ЗПР ежедневно по 3-5 минут (утром или между занятиями).

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения, выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключительно речевого и зрительного контроля), подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Поскольку у школьников преобладает конкретно- образное мышление, многие массажные комплексы имеют стихотворное сопровождение.

Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, затем с проговариванием текста. Дети очень любят выполнять эти необычные, весёлые упражнения.
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников предполагает активное участие в этом процессе родителей.
Например:
•       Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго,насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
•       «Дерево». Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
•       «Внутри-снаружи». Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). Переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

  • Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
  • Делайте движения челюстью в разных направлениях.

•       Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.

  • Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

•       Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
•       Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз.




Оставить комментарий