Почему срываются свадьбы и женщины выходят за другого

Фильм Его девушка пятница Вы любите кино? Я — очень люблю! Особенно это относится к неустаревающим шедеврам полувековой давности — типа фильмов «Двенадцать разгневанных мужчин», «Бульвар Сансет» и других.

На днях я впервые посмотрел один из шедевров американского кино  — эксцентричную комедию «Его девушка пятница» с Кэри Грантом и Розалинд Рассел. И поскольку происходящее там напрямую связано с семейными отношениями, хочу поделиться с вами своими впечатлениями и идеями об этом фильме.

Заранее прошу прощения у тех из вас, кто не смотрел этого фильма, за спойлеры (спойлером называют информацию о фильме, которая может, например, раскрыть замысел фильма; скажем, пересказывание сюжета — это спойлер). Но уж из песни слов не выкинешь.

Итак, фильм начинается с того, что главная героиня — успешная девушка-журналист Хильди Джонсон — приходит к главного редактору своей газеты и по совместительству бывшему мужу Уолтеру Бернсу (Кэри Грант). Она сообщает ему, что выходит замуж, увольняется и уезжает жить с мужем в тихий американский городок на Среднем Западе, подальше от их сумасшедшего города. Бернс, по-прежнему любящий Хильди, несмотря на ее развод с ним, понимает, что нужно срочно что-то предпринять, чтобы задержать бывшую жену в городе, не дать ей сесть на поезд. Бернс, как истинный газетчик — изворотливый, пронырливый циник, который готов на все для достижения своих целей. Он знакомится с женихом бывшей жены, и тогда в его голове созревает хитрый план…

Не буду рассказывать вам все перепетии сюжета, а остановлюсь на психологических характеристиках героев, а также на том, почему история в этом фильме закончилась именно так, а не иначе.

психологический разбор фильма

психологический разбор фильма

Начнем с Хильди. Это очень энергичная, уверенная в себе, талантливая девушка, которая отлично знает себе цену и все время пребывает в движении. Недаром она выбирает профессию журналиста: эта работа требует от нее именно этих качеств, и довольно часто — действий, не очень этичных и находящихся на грани законности.

Адреналин, получаемый ею, двигает ее по жизни и дает энергию добиваться своих целей и карьерных высот наравне с мужчинами, и это при том, что на дворе — 1940 год!

Но что происходит с ней в течение последних недель и месяцев после развода с мужем? Она находит себе спокойного, степенного мужчину старше себя, по имени Брюс Болдуин, у которого даже работа является продолжением его степенности и почти «занудности» — он занимается страхованием. Если есть вероятность дождя, у него всего будет с собой зонт и калоши, а живет он в тихом американском городке вместе со своей мамой…

А теперь давайте представим себе эту пару рядом друг с другом. Складывается картинка? Думаю, не очень: с ходу даже не придумаешь, как такая пара вообще могла бы познакомиться!

Но давайте посмотрим на главного героя — Уолтера Бернса. Он руководит главной газетой в городе, и получил он эту должность не за красивые глаза. Он каждый день должен находить сенсации, а чтобы их достать, он готов на все (еще больше, чем Хильди) — от подкупа до любых провокаций, многие из которых потенциально могут способствовать его заключению за решетку. Но это не пугает его, а наоборот — «заводит» и наполняет энергией…

Теперь поставьте его рядом с Хильди и найдите, если сможете, 10 отличий, не считая пола. 🙂 Но если они настолько созданы друг для друга, почему главная героиня разводится с ним и собирается выйти замуж за его полную противоположность? Мы найдем ответ а этот вопрос, только добравшись до конца фильма.

фильм Его девушка пятница

фильм Его девушка пятница

Разумеется, хитроумный Бернс добивается того, что Хильди откладывает отъезд из города — ради, возможно, своего самого звездного интервью и статьи. Забыв обо всем на свете, включая своего жениха, она с головой бросается в новую авантюру, которая может сделать ее журналистом №1 в городе — или же может бросить ее за решетку…

Однако давайте посмотрим на отношения этой пары с точки зрения психотерапевта. Сначала столь похожие Хильди и Уолтер находят друг друга, влюбляются и женятся. Но оба этих человека по своему складу строены так, что слишком близкие отношения, к которым они скоро приходят, тяготят их. И получается так, что вместе им быть тяжело (ведь они и так все время вместе — и на работе, и дома), но и порознь им тяжело. А раз так, то и отношения у них будут напоминать танец, в котором пара то сходится друг с другом, то расходится — но не навсегда, а только на время, чтобы потом снова сблизиться.

В какой-то момент их отношений Хильди почувствовала, что дистанция между ней и мужем стремительно сокращается. У сильных и уверенных в себе женщин такая ситуация, как ни странно, может вызвать сильную тревогу (подробнее о различных психологических портретах женщин читайте в рецензии на книгу «Богини в каждой женщине»).

[yandex]

Конечно, эта тревога бессознательная: сама девушка ее не осознает. Она просто внезапно понимает, что больше не может быть с этим мужчиной, и разводится с ним. Затем Хильди находит себе нового бойфренда — полную противоположность «опостылевшему» бывшему мужу, и собирается выйти за него замуж, полностью порвав с тем образом активной и даже в каком-то смысле «мужской» жизни, которую она вела до этого.

Но по мере того, как дата свадьбы приближается, Хильди начинает чувствовать, что дистанция между ней и Уолтером становится слишком большой. И теперь бессознательно она снова стремиться сблизиться с ним.

семейная психология в кино

семейная психология в кино

Девушка, разумеется, не догадывается о том, что с ней происходит на самом деле: на сознательном уровне она искренне хочет выйти замуж за «правильного» страховщика. Но при этом на глубоком бессознательном уровне она ищет способ вернуться к Уолтеру, и она находит такой способ. Все, что для этого нужно, это придти в офис бывшего мужа и «победно» заявить ему, что она выходит замуж и уезжает. Это — своеобразная психологическая игра, некий спектакль, в который и Хильди, и Уолтер бессознательно включаются.

После заявления об уходе в эту игру включается уже главный герой, Бернс. Знала ли Хильди, что представляет собой ее муж? Конечно, знала. Помнила ли о том, что он может разговорить и переубедить любого, и что он пойдет на все ради достижения своих целей? Конечно. Потому в глубине души она хотела, чтобы он остановил ее. И он это сделал.

Иными словами, все то, что происходит в фильме — это своеобразный психологический театр, и несмотря на то, что в пьесе занято много актеров, в том числе жених девушки, на самом деле в этом спектакле только два главных героя, и все, что они делают, нацелено на то, чтобы увеличивать или уменьшать психологическую дистанцию между ними.

Главной героине это все, похоже, нравится.

Но это кино, а в реальной жизни очень многие женщины вынуждены играть главные роли в подобных же пьесах. Но, в отличие от Хильди, они могут находиться в глубоко несчастливых отношениях, которые могут длиться всю их жизнь, не принося радости. Очень часто подобное бывает в созависимых отношениях, а также в семьях, где один из партнеров страдает, например, алкогольной или наркотической зависимостью.

И тогда такие пары, или же только женщины, приходят на психотерапию: интуитивно они чувствуют, что тот танец, который они танцуют уже много лет, не приносит им счастья, и пришло время что-то в нем менять. Проходя личную или семейную психотерапию, они начинают лучше понимать, что стоит за из действиями и переживаниями, и постепенно выходят из того сценария, в котором они пребывали, возможно, большую часть своей жизни, и начинают жить так, как действительно хотят.

Наверное, для этого и существует психотерапия.

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь мнением в комментариях!




Оставить комментарий